Общественная организация Беловского городского округа
«Совет Отцов»

Как формировать у детей умение высказывать свои мысли и принимать чужие

Как формировать у детей умение высказывать свои мысли и принимать чужиеВ возрастном периоде от 6 до 9 лет (старший дошкольный и младший школьный) важная задача – научиться формировать и высказывать свое мнение, а также понимать и принимать точку зрения других людей. На первый взгляд, задача кажется вполне простой и понятной. Но к сожалению, в большинстве семей процесс общения сводится к постановке задач и контролю за их выполнением: "Ты оделась? А колготки? Мы же опаздываем в детский сад (на занятия, в школу искусств)! Ты ел?".
Иногда родители задают вопросы, на которые ребенок может дать развернутый ответ, например: "Что было в детском саду? Как тебе мультик? Почему небо голубое?". Но если малыш слишком долго, на взгляд взрослых, думает или же отвечает неправильно – они тут же его перебивают и начинают говорить сами. Потом звучит риторический вопрос: "Ты понял(а)?". Ребенок, конечно же, кивает головой. Но если спросить его, что именно он понял, окажется, что его восприятие отключилось где-то на 20-й секунде родительского монолога.

В выходные дни у родителей бывает больше времени и возможностей общаться с детьми, которые до 7–8 лет сами подходят к взрослым, задают вопросы или высказывают свое мнение – был бы действительно заинтересованный слушатель. Многие родители любую совместную деятельность с детьми (при наличии 2-х или более детей) превращают в дискуссионный клуб. Например, рисуют белку и спрашивают: "А как вы думаете, почему она летом рыжая, а зимой серая?". И если все начинают говорить одновременно, грамотный родитель вводит правила, которые поддерживает сам.

Принципы проведения такой дискуссии просты:
1. Высказываться следует по очереди. Кто хочет сказать – поднимает руку.
Что бы ни говорил ребенок, взрослый может уточнять ("Ты имеешь в виду то-то, то-то?") и обобщать ("То есть вот так…"). И обязательно должен подчеркнуть, что высказанное мнение интересно.
2. Дабы все не заскучали, нужно уделять одному ребенку не более 2–5 минут. В конце обязательно обобщить услышанное. Если ребенок уже перескочил на другую тему – отметить: "Это тоже интересно, и в следующий раз мы об этом поговорим, а сейчас все-таки о белках".
3. Если мнения детей сильно отличаются от общепринятых, например: "Это Дед Мороз зимой белок красит" или "Это папа-белка своей семье новые шубы покупает", – то можно привести точку зрения ученых. Но не следует преподносить ее с позиции: "Вы сейчас полную ерунду сказали, а на самом деле правильно так". Нужно отметить, что мнение ученых такое же интересное и ценное, как и мысли детей.

Версия для печати Версия для печати

 
© 2004-2018, "Корпорация ИТ" ОГРН 1084202000387, С.с.=0,0625с. 752 03